Управдом в каждый дом!

12 ноября в Законодательном Собрании начал работу обучающий семинар «Управдом в каждый дом!». Целую неделю те, кто занимается вопросами управления многоквартирными домами, будут всесторонне обсуждать проблемы, перспективы и конкретные механизмы домоуправления в современных условиях реформирования системы ЖКХ.

В заседании приняли участие Глава Республики Карелия С. Катанандов, Председатель Законодательного Собрания Республики Карелия Н. Левин, ведущие специалисты профильных структур органов исполнительной и законодательной властей, органов местного самоуправления, представители общественности.

Открывая семинар, Глава Республики Карелия Сергей Катанандов отметил, что власти республики выбрали четкий курс на укрепление взаимодействия органов власти с общественными организациями в жилищной сфере с целью развития инициативы жителей по содержанию и эксплуатации жилищного фонда, благоустройства дворовых территорий, успешной реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства. Но для того чтобы работала система, которая даст собственникам жилья определенные плюсы, необходимо упорно и настойчиво внедрять ее в жизнь всеми ветвями государственной и законодательной власти, общественными организациями и объединениями жителей. Поэтому семинар предоставляет уникальную возможность - всем вместе, без каких-либо ведомственных или территориальных барьеров обсудить и наметить пути решения проблем в этой области.

- Власти Карелии, подчеркнул С.Катанандов, - намерены выстраивать в сфере управления жителями многоквартирными домами современную, действенную и прозрачную систему взаимодействия. Правительство будет помогать общественным объединениям собственников жилья обеспечивать контроль за деятельностью управляющих компаний. - Главное, чтобы жители республики получали качественные услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства - акцентировал Глава Карелии.
Сегодня в нашей стране происходит масштабная реорганизация системы жилищно-коммунального хозяйства. В своем Послании Федеральному Собранию Президент России В. Путин как особенно важную выделил задачу - сформировать механизм функционирования объединений эффективных собственников жилья. Настоящим прорывом стало создание специального общероссийского фонда для реализации программы переселения граждан из аварийного жилья и для обеспечения ремонта жилищного фонда. Раньше из федерального бюджета на эти цели средства вообще не выделялись.

Не случайно семинар начался в Законодательном Собрании Республики Карелия - депутаты карельского парламента ведут целенаправленную работу по формированию законодательной базы, которая призвана всесторонне регулировать отношения, связанные с управлением гражданами своим недвижимым имуществом. Ведь пока еще на федеральном уровне не отработаны механизмы реализации положений отдельных законодательных и нормативных правовых актов, что сдерживает активность общественных организаций собственников жилых помещений, инициативу общественных формирований жителей в управлении многоквартирными домами, содержании домов и придомовых территорий. В частности:

• В Жилищном кодексе Российской Федерации, а также в других законодательных актах на федеральном и республиканском уровнях, отсутствуют нормы, устанавливающие гарантии и определяющие механизм передачи прав управления многоквартирными домами по решению собственников.
• Отстает от требований жизни разработка методических материалов и рекомендаций для собственников помещений по вопросам управления многоквартирными домами и иным вопросам реформирования ЖКХ;
• До настоящего времени отсутствует типовой договор с управляющей компанией;
• Отсутствует отработанный порядок и механизм формирования земельных участков с оформлением их в составе общего имущества многоквартирных домов;
• Недостаточна законодательная и нормативно-правовая база на приобретение ТСЖ в первоочередном порядке в собственность либо в аренду нежилых помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома.

При этом есть проблемы, решение которых предстоит найти и на республиканском уровне: льготы и субсидии для домов, выбравших непосредственный способ управления; неготовность жильцов вкладывать средства в мероприятия (в частности, в системы автоматического регулирования теплоснабжения), которые имеют срок окупаемости 2-3 года, и другие.

Особое место в обсуждении заняли вопросы капитального ремонта жилых домов, развития системы технического регулирования в жилищной сфере, контроля качества и безопасности предоставления жилищно-коммунальных услуг, подготовки и проведения открытых конкурсов по отбору управляющих организаций, управления многоквартирными домами, организации управления многоквартирными домами, механизмы активизации собственников жилья в реформировании управления многоквартирным домом.

Темы, которые вынесены на обсуждение во время семинара, очень актуальны, своевременны и важны не только для жителей Карелии, но и для жителей всех городов России. Ни для кого не секрет, что реализация Жилищного кодекса РФ, участие в его выполнении общественных организаций в жилищной сфере натыкается на множество проблем и вопросов, решение которых сдерживается в силу объективных и субъективных причин.

Карелия, как и все регионы России, адаптируется к современной экономике, ориентированной прежде всего на передовые и прорывные технологии, которые позволят выйти на передовой уровень. Переход от государственного управления к управлению самими собственниками жилых помещений с привлечением структур частного бизнеса, резко повышающее участие населения в этом процессе - сложный и многогранный процесс.

Ключ к успешному управлению гражданами своим жильем - это партнерство и конкуренция, адаптация к новшествам и общественные инновации.

Истоки проблем, переживаемых отраслью ЖКХ, лежат в отсутствии концепции реформирования жилищно-коммунального комплекса в начале 90-х годов, когда закладывалась система приватизации, которая не решала главной задачи - эффективного управления многоквартирными домами. Сегодня у населения нет необходимых знаний, зачастую отсутствует необходимая объективная информация о целях и задачах реформы жилищного комплекса. Многие жители сводят проблемы реформы только к 100% оплате, не понимая, что вместе с обладанием собственностью они приобретают и большую ответственность за содержание и эксплуатацию многоквартирных домов. Именно на восполнение этого пробела и направлено проведение недельного семинара в Петрозаводске. К тому же, анализ практики участия жителей в управлении многоквартирными домами, инициатив самоуправления полезен для выработки подходов к решению проблем предстоящей деятельности в новых условиях.

Активность участников семинара - яркое свидетельство того, что в общественном секторе все держится в первую очередь на людях, на лидерах, и поэтому поддержка общественных инициатив - важная задача для органов республиканской власти.

В свою очередь, органы местного самоуправления должны системно разъяснять гражданам основные положения жилищного кодекса. Безусловный плюс жилищного кодекса - это то, что гражданин является не только собственником квартиры, но и земли, находящейся под жилым домом, и это открывает дополнительные возможности для обустройства придомовых территорий. Также необходим мониторинг деятельности работающих в Карелии управляющих компаний и широкое разъяснение принципов их деятельности и рекомендуемых форм взаимоотношений жителей с ними. Требуется публичное обсуждение основных принципов и критериев ценообразования на услуги по управлению, содержанию, и эксплуатации многоквартирных домов с учетом их технических характеристик, процента износа и других параметров.

Депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия приложат все силы в законотворческой деятельности, чтобы предельно сгладить негативные последствия ряда положений жилищного кодекса и проводимой реформы жилищно-коммунального хозяйства. Необходимо законодательно прописать четкий механизм участия в работе по ресурсосбережению домовых комитетов, усилить побуждение жителей к экономии ресурсов с помощью смещения акцентов в части информирования населения о результатах этой деятельности, взяв за основу принцип личного участия каждого гражданина.

Нынешний семинар - серьезный шаг по обучению актива жилищных объединений и органов ТОС с целью дальнейшего информационного обеспечения программ и механизмов реализации положений реформы ЖКХ, освоения жителями новых норм содержания и эксплуатации жилищного фонда. Впереди - работа по организации полноценной системы обучения руководителей домовых комитетов и других объединений жителей по самоуправлению в жилищной сфере.


Возврат к списку