ЖКХ на грани коллапса: вся надежда на ИТ

Информационные технологии проникают во все сферы жизни. Не стало исключением и жилищно-коммунальное хозяйство. В целом, достижения в этой сфере, конечно, есть, но они относительно невелики. О том, как решить проблемы внедрения ИТ в ЖКХ в условиях недофинансирования, рассогласованности законодательства и отсутствия стандартизации применяемых продуктов, говорилось на круглом столе "Как ИКТ решат проблемы ЖКХ?", организованном CNews.

В текущем, 2007 году реформа ЖКХ отмечает свое десятилетие. К юбилею отрасль подошла не с самыми лучшими показателями. Износ инженерного оборудования в коммунальной сфере достиг 73%, инженерных сетей – 65%, износ жилищного фонда превысил 40%. Многие здания ждут капитального ремонта более 25 лет. Общее состояние дел практически не меняется в лучшую сторону. Регулярное недофинансирование приводит к тому, что проблемы, годами накапливавшиеся в сфере ЖКХ со временем усугубляются. В частности, при нормативной потребности в ежегодном капитальном ремонте 4-5% жилищного фонда фактически ремонтируется только 0,5% зданий.

Кому нужно внедрение ИКТ в ЖКХ?

Для решения любой из существующих проблем жилищно-коммунальной сферы требуется применение информационных технологий, - таково общее мнение участников круглого стола CNews "Как ИКТ решат проблемы ЖКХ?". Cовременные информационные технологии позволяют вести учет потребления тепло-, водо- и энергоресурсов, организовать контроль за состоянием объектов, обеспечить взаимодействие между поставщиками и потребителями ресурсов, – отметил в своем докладе аналитик CNews Analytics Сергей Шалманов. Качественная и достоверная информация является ценнейшим ресурсом, востребованным всеми участниками рынка. Органам власти применение ИКТ в сфере ЖКХ позволяет оперативно контролировать ситуацию, что необходимо для бюджетирования и учета текущих платежей, планирования и контроля работ, разработки нормативно-правовой базы; инвесторам ИКТ помогут рассчитать необходимые инвестиции и возможную отдачу от них. Рядовым гражданам, конечным потребителям услуг ЖКХ, внедрение информационных технологий позволит вести контроль над потребляемыми ресурсами и оптимизировать их расходование.

Современная инфраструктура ЖКХ настолько масштабна, что "без применения современных технических средств, грамотно посчитать сколько, чего, когда и зачем [требуется] в принципе невозможно", - считает Ренат Юсупов, старший вице-президент компании Kraftway по технологиям. Поэтому вопрос появления информационных технологий в структуре ЖКХ, по мнению вице-президента Kraftway, – это даже не вопрос, а "данность, которую надо реализовывать".

"В условиях быстрого прохождения реформ мы вынуждены быстро менять свой взгляд на управление хозяйством, управление предприятием, и передовые технологии, которые сейчас существуют – это тот инструмент, который должен помогать в этом нелегком деле", - отметила Елена Калугина, технический директор компании "Борлас-Энерджи".

Немаловажно и то, что переход к широкому использованию информационных технологий в ЖКХ, приводящий к облегчению процедур оплаты и переходу к выплатам за потребленные, а не отпущенные, ресурсы оказывает и значительный социальный эффект. Даже простое информирование участников рынка о самой реформе ЖКХ и экономии средств на текущих платежах благодаря применению новых технологий учёта потребления может положительно влияет на отношение участников рынка к реформе ЖКХ.

От интеграции систем учета к интеграции систем управления

На сегодняшний день информационные системы ЖКХ уже внедрены и успешно работают в ряде регионов. Так в 2007 г. был проведен конкурс Минпромэнерго на разработку технического регламента требований к программно-аппаратному комплексу учета энергоресурсов в ЖКХ. Подобные технологии постепенно появляются в российских городах — не только в Москве, Санкт-Петербурге, но и в Нижнем Новгороде, Свердловской области, Ханты-мансийском автономном округе, Сургуте, Перми и др.

В Нижнем Новгороде на базе уже реализованных решений введена единая система оплаты услуг жилищно-коммунального хозяйства. Платежные трансакции осуществляются в режиме реального времени — эти технологии подобны тем, что применяют операторы сотовой связи. Кроме того, здесь вводится система предоплаты, которая позволит оплатить квартплату перед отпуском.

В Свердловской области оптимизированы процедуры сбора платежей в преддверии отопительного сезона. Проблема с задержкой платежей решена с помощью Комплексного расчетного центра (КРЦ), доступного на территории 36 городов Среднего Урала и обслуживающего 490 тысяч абонентов. В Екатеринбурге комплексный расчетный центр также обеспечивает прозрачность и оперативность поступающих платежей, а средства за коммунальные услуги пересылаются на счета их поставщиков.

География внедрений достаточно обширна, однако, "первопроходцами автоматизации" оказались, как правило, крупные города и, в основном, регионы-доноры. В большинстве небольших российских городов и поселков существенных успехов пока не видно, что связано, в первую очередь, с тяжелым финансовым положением муниципальных образований, их ограниченными возможностями для бюджетного финансирования работ по модернизации ЖКХ. Ведь в соответствии с Федеральным законом, сфера ЖКХ должна финансироваться из средств бюджетов муниципальных образований. Проблемой может стать и само формирование товарищества собственников жилья (ТСЖ), как, например, произошло в подмосковном Жуковском, где усилия по созданию товарищества в одном из домов практически разбилась о стену всеобщего недоверия, подкрепленную отсутствием необходимой информации и противодействием со стороны администрации, - отметил в своем выступлении Юрий Лапин, генеральный директор компании "СовИнТех".

Среди положительных примеров можно назвать разработку и внедрение единого программного комплекса по начислению населению платежей за жилищно-коммунальные услуги (АИС ЖКХ), созданного в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия" в республике Чувашия. Это позволило резко повысить эффективность работы жилищно-эксплуатационных предприятий. Такой программный комплекс содержит полную информацию о количестве проживающих в том или ином жилищном фонде, площади жилфонда, применяемых ценах и тарифах на ЖКУ, льготниках с разбивкой по категориям, описание счетчиков и их показания, позволяет выводить итоговые суммы по лицевым счетам, осуществлять раскладку сумм оплаты по услугам и т.д.

К числу лидеров автоматизации сферы ЖКХ относится и Москва, где в рамках Городской целевой программы (ГЦП) "Электронная Москва" за последние годы созданы и развиваются информационные системы. Большинство жителей столичного мегаполиса уже смогли ощутить эффект от внедрения автоматизированной системы управления "Информационное обеспечение деятельности единых информационно-расчетных центров" (АСУ ЕИРЦ), автоматизированных систем коммерческого учета потребления тепло-, водо-, и энергоресурсов (АСКУЭ), систем централизованных оперативно-диспетчерских служб (ОДС) и т.п.


Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | КонецВсе


Возврат к списку