Раскрытие эффективной ставки по потребкредитам не повлияло на рост их объемов

Требования к раскрытию эффективной процентной ставки, вопреки ожиданиям, не нарушили траекторию развития потребительского кредитования. Однако тенденция к снижению маржи на рынке усиливается за счет отказа лидеров от дополнительных комиссий.

С 1 июля 2007 года вступила в силу новая редакция положения ЦБ № 254-П, содержащая требование к раскрытию эффективной ставки по кредитам, группируемым в портфель однородных ссуд. В начале лета эффективные ставки у ряда игроков превышали 40%, поэтому некоторые эксперты прогнозировали резкое замедление темпов роста банковской розницы. Действительно, третий квартал выдался для банков, занимающихся кредитованием физических лиц, непростым. Совокупный портфель кредитов физическим лицам рос медленнее, чем в прошлом году: за июль он увеличился лишь на 4,7%, за август — на 5% (в 2006 году — на 5,5 и на 6,1% соответственно). Однако причины замедления темпов роста объясняются не столько новыми требованиями ЦБ, сколько рыночной конъюнктурой и согласованными действиями государственных органов по ограничению риск-аппетитов наиболее активных розничных игроков.

Вопреки прогнозам

На первый взгляд, требования к раскрытию эффективной ставки действительно могли существенно повлиять на развитие банковской розницы. Однако отставание от прошлогодних темпов наблюдалось еще в начале года, и в третьем квартале эта тенденция лишь продолжилась. Отмеченное замедление вполне можно объяснить постепенным «взрослением» рынка (см. график).

Не согласуются с предположением об «испуге» заемщиков и результаты социологических опросов. Как показало исследование Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), новые требования ЦБ к банкам практически не повлияли на финансовое поведение населения: подавляющее большинство (65%) россиян никак не намерено менять свое отношение к банковским кредитам, 16% респондентов отметили положительные изменения, так как кредиты без скрытых платежей стали более понятными, и только 11% заявили об ухудшении отношения к кредитам.

Банкиры также не склонны переоценивать негативное влияние на рынок новой редакции положения 254-П. Во-первых, рекламные кампании были достаточно легко адаптированы к новым изменениям: банки перестали делать акцент на размер ставки, а стараются привлечь внимание клиентов размером ежемесячных платежей и быстротой получения кредита. Во-вторых, многие кредитные организации следуют законодательству буквально, то есть указывают ставку лишь в условиях договора, а в этом случае заемщикам уже сложнее отказаться от услуг банка, тем более если решение взять кредит было «импульсным», как это часто бывает при экспресс-кредитовании. Наконец, опыт других стран показывает, что на растущем рынке введение требований к раскрытию эффективной ставки не оказывает существенного воздействия ни на доходность продуктов, ни на динамику рынка в целом.

Маневры на минном поле

Гораздо большее влияние на рынок потребительских кредитов оказала атака Роспотребнадзора на лидеров розничного кредитования — банк «Русский стандарт» и ХКФ Банк, подкрепленная массовыми жалобами заемщиков на высокие ставки и наличие дополнительных комиссий по обслуживанию кредитов. Результаты государственной кампании оказались достаточно плодотворны: после августовского визита в Генеральную прокуратуру владелец «Русского стандарта» Рустам Тарико объявил о том, что банк отказывается от всех комиссий по вновь выдаваемым кредитам. Прессинг со стороны государственных органов вынудил ХКФ Банк также отменить комиссии по некоторым кредитным продуктам. Отмена же дополнительных комиссий была воспринята рынком как удар по прибыли «Русского стандарта» и ХКФ Банка, однако последствия, по всей вероятности, будут куда более ощутимыми: ведь речь идет о лидерах, которые до последнего времени задавали вектор развития рынка потребительского кредитования.

Помимо того что банки испытывают давление со стороны государственных органов и потребителей, они сегодня вынуждены работать в условиях сжатия ликвидности, а это существенно ограничивает возможности для маневра. Пока динамика кредитных портфелей лидеров в сегменте потребительских беззалоговых кредитов («Русского стандарта», ХКФ Банка и Росбанка) по итогам девяти месяцев не внушает оптимизма (см. таблицу). Напротив, новые участники рынка, развивающие кредитование физических лиц сразу по нескольким направлениям (персональные кредиты, автокредитование, ипотека), демонстрируют очень высокие темпы роста. Так, банк ВТБ 24 с начала года увеличил портфель более чем в 2,5 раза, сходные темпы показали УРСА Банк, банк «КИТ Финанс» и Абсолют Банк.

КРУПНЕЙШИЕ БАНКИ ПО ОБЪЕМУ КРЕДИТОВ, ВЫДАННЫХ ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ, НА 01.10.2007

N

Название банка

Кредиты физическим лицам, млн руб.

Прирост за 9 мес. 2007 г ., %

01.10.2007

01.07.2007

01.01.2007

1СБЕРБАНК830 444761 770672 62923,5
2«РУССКИЙ СТАНДАРТ»135 990138 432н.д.н.д.
3ВТБ 24101 58873 74740 244152,4
4РОСБАНК79 90975 97871 41511,9
5УРСА БАНК57 25239 12523 661142,0
6БАНК МОСКВЫ55 13845 18131 23676,5
7«УРАЛСИБ»48 57339 94532 22950,7
8РОССЕЛЬХОЗБАНК38 59334 21520 57187,6
9ММБ36 35830 28921 69367,6
10АЛЬФА-БАНК33 44228 85519 93667,7
11РАЙФФАЙЗЕНБАНК АВСТРИЯ30 69125 85427 02413,6
12ХКФ-БАНК30 53928 20523 59329,4
13РУСФИНАНС БАНК30 52124 26515 39398,3
14ТРАНСКРЕДИТБАНК28 90824 28917 01169,9
15ГАЗПРОМБАНК28 82325 78820 43841,0
16МДМ-БАНК28 73825 26916 14978,0
17ИМПЭКСБАНК26 11424 78919 61433,1
18ПРОМСВЯЗЬБАНК23 21118 18311 92894,6
19«КИТ ФИНАНС»20 64413 5707 394179,2
20ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ БАНК19 02515 734н.д.н.д.
21СИТИБАНК18 65116 89214 66727,2
22КРЕДИТ ЕВРОПА БАНК18 44014 852н.д.н.д.
23МБРР16 99314 0169 15685,6
24ИНВЕСТСБЕРБАНК16 91112 91312 89131,2
25«АК БАРС»16 76013 5109 46577,1
26АБСОЛЮТ БАНК16 33712 1737 969105,0
27НБ «ТРАСТ»15 89417 17713 54317,4
28БСЖВ15 60614 04612 18728,1
29ЮНИАСТРУМ БАНК15 15614 27510 11649,8
30«ВОЗРОЖДЕНИЕ»14 90112 4418 85668,3

Источник: расчеты «Эксперт РА» по данным Банка России


Возврат к списку